Игры, в которые играют все
Есть
ли такая детская игра, которая сможет
гармонизировать картину мира, поставить
заслон на пути жестокости, даст ощущение
разнообразия природы, избавит от
внутренних конфликтов и страхов, раскроет
понятия добра и зла?
Да,
есть такая игра! И в этом убедились гости
Берёзовской школы, которая 24 октября 2012г
встречала специалистов образовательных
учреждений Нижнеингашского района:
учителей-логопедов, педагогов-психологов,
социальных педагогов.
Педагог-психолог
Сазонова Ольга Викторовна открыла
возможности песочной психотерапии в
сопровождении разных категорий участников
образовательного процесса, а прежде
всего детей.
Сам
принцип терапии песком был предложен
еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным
психотерапевтом, основателем аналитической
психотерапии. Цель такой терапии - не
менять и переделывать ребенка, не учить
его каким-то специальным поведенческим
навыкам, а дать возможность ребенку
быть самим собой.
Задачи
песочной терапии согласуются с внутренним
стремлением ребенка к самоактуализации.
В этом песочная терапия ориентирована
на то, чтобы помочь маленькому ребенку
развить более позитивную Я-концепцию,
стать более ответственным в своих
действиях и поступках, выработать
большую способность к самопринятию, в
большей степени полагаться на самого
себя, овладеть чувством контроля, развить
сензитивность к процессу преодоления
трудностей, развить самооценку и обрести
веру в самого себя.
Ольга
Викторовна показала формы и варианты
песочной терапии. Они определяются
особенностями конкретного ребенка,
специфическими задачами работы и ее
продолжительностью. Педагог –психолог
в своей работе применяет игровые методы
с целью диагностики, оказания первичной
психологической помощи, в процессе
краткосрочной психотерапии, в процессе
долгосрочного психотерапевтического
воздействия.
Игра
с песком под руководством Ольги Викторовны
выступает в качестве ведущего метода
коррекционного воздействия как, например,
при наличии у ребенка эмоциональных и
поведенческих нарушений невротического
характера, нарушений самоконтроля,
внимания, памяти и даже закрепления
процесса чтения. Педагог-психолог
показала фрагмент такого занятия для
учащихся 1 класса.
Применение
песочницы подходит и для работы с детьми
дошкольного возраста. Часто маленькие
дети затрудняются в выражении своих
переживаний из-за недостаточного
развития вербального аппарата, бедности
представлений или задержки развития,
предлагаемая техника может оказаться
весьма полезной. Невербальная экспрессия
с использованием разнообразных предметов,
песка, воды, а также конструктивных и
пластических материалов для них наиболее
естественна, что становится особенно
значимо при наличии у ребенка определённых
речевых нарушений. В качестве
учителя-логопеда Ольга Викторовна
использует песочницу как развивающее
средство в организации логопедических
занятий. В МДОУ « Березка» Ольга Викторовна
продемонстрировала занятие с воспитанниками
старшей группы « Моя малая Родина-
поселок Канифольный» с использованием
песочницы. Все занятие было пронизано
любовью учителя-логопеда к своему
поселку, что, несомненно, благотворно
сказывается на патриотическом воспитании
малышей. Чего стоят стихи об изюминке
Канифольного:
Озеро
среди поселка
Чаша голубая
Вот
зелёный бережок
Гуси здесь пасутся
Эти
тихие места
Родиной зовутся.
Главное
достоинство Песочницы в том, что она не
только развивает творческий потенциал
ребёнка, активизирует пространственное
воображение, образно-логическое мышление,
тренирует мелкую моторику руки, но
ненавязчиво, исподволь настраивает
детей на постижение моральных истин
добра и зла, строит гармоничный образ
мира.
Специалисты
живо включились в процесс создания
своих песочных картин и попробовали
себя в роли мудрых интерпретаторов,
анализируя свои работы.
Увлеченность
Ольги Викторовны песком передалась
детям. Одни забегают поиграть и снять
напряжение в песочнице. Это дети с
заниженной самооценкой, повышенной
тревожностью и застенчивостью, с
неустойчивым вниманием, агрессивные
дети, а также дети, пережившие психическую
травму, болезнь. Другие приходят творить.
Шедеврами их работы назвать трудно, но
сколько души вкладывают малыши и
подростки в песочные картины в технике
sand bottle, и на картоне. Хочется отметить
атмосферу работы с песком, где царит
покой и умиротворенность, где старшие
помогают младшим, где физически здоровый
ребенок помогает ребенку с ОВЗ, где
затихают даже гиперактивные дети. В
процессе занятий отношения у детей
становятся ровными и гуманными. Первые
работы-подсвечники они подарили педагогам
в День учителя.
Такие
формы работы, как обмен опытом на базе
образовательного учреждения дает
возможность для профессионального
роста специалистов образования, стоящих
на страже психического здоровья
школьников. Администрация школы и лично
Сазонова О.В. выражает слова признательности
организаторам проведения совместного
РМО педагогов-психологов, социальных
педагогов и учителей-логопедов Черепахиной
С.А. и Гололобовой А.А.
|